Правильные выходные в Хельсинки: новая нордическая кухня с Искусством на десерт.

На прошлой неделе Хельсинки наконец-то порадовал изможденное ветрами и горизонтальными дождями население солнечной погодой, а меня тем, что за один день я смогла написать материал и в колонку ПроКухня, и в ПроАрт. Летний Хельсинки – он такой, только успевай:)

Предвыставочный кофе в Атенеуме. Туристы почему-то обходят стороной кафе при музеях. А между тем там всегда тихо, красиво и такой же наваристый суп из лосося, а то и лучше. Даже если вы не собираетесь посетить выставку, а просто оказались на Центральной вокзальной площади Хельсинки.
Предвыставочный кофе в Атенеуме. Туристы почему-то обходят стороной кафе при музеях. А между тем там всегда тихо, красиво и такой же наваристый суп из лосося, а то и лучше. Загляните, даже если вы не собираетесь посетить, собственно, экспозицию, а просто оказались на Центральной вокзальной площади Хельсинки. Фото: Ксения Кошелева

Итак, 18 июня Художественный музей Атенеум (Ateneum) совместно с шестью ресторанами начал акцию под девизом «Искусство подано – просим к столу!». Схема простая: посетители заказывают специальное художественное меню и вместе со счетом получают бесплатный билет в Атенеум, где сейчас проходит выставка «Народы и предания» – такой вот низкокалорийный и небанальный десерт от главного столичного музея. Кстати, финское название выставки звучит как “Tarujen kansat”, а английское – “The Magic North”. И вот оно-то как раз лучше всего отображает задумку: волшебный Север одинаково прекрасно смотрится и на тарелке, и на полотнах.

Аксели Галлен-Каллела
Аксели Галлен-Каллела “Озерный пейзаж” (фрагмент), 1901 Фото: Ateneum

Часть первая: гастрономическая

(NB. Ссылки в тексте даны на общее меню, но в самих ресторанах арт-меню даже переведено на русский)

В качестве домашнего задания от Атенеума каждый ресторан подготовил собственный пересказ на тему северной кухни, придумав блюда, выбор между которыми нормальному голодному человеку сделать мучительно сложно: морской лосось с жареными лисичками в Casa Largo? рийет из утки с деревенским хлебом в Belge? суп-пюре из черного корня с хрустящим жареным беконом в Zetor? а может бифштекс а-ля линдстрём из свеклы под соусом из сливочного масла в Kappeli? Так или иначе, все прямо-во-рту-тающие ингредиенты собраны и выловлены в северных широтах. Нюанс только один: высокая кухня и щедрые порции – понятия взаимоисключающие…

Цена вопроса: от 32€ до 38€, в зависимости от ресторана

Дата проведения акции: 18.06.2015 – 27.09.2015

Рестораны-участники: Belge bar&bistro, Casa Largo, Kaarna baari&kettiö, Zetor, Kappeli и Salve

Мой выбор пал на ресторан Kappeli как единственный «исторический» из всего списка. В конце 19 века столики стеклянного павильона на Эспланаде были постоянно оккупированы гениальными, хоть и не всегда платежеспособными, завсегдатаями, в числе которых были поэт Эйно Лейно, композиторы Ян Сибелиус и Оскар Мериканто, художники Аксели Галлен-Каллела и Альберт Эдельфельт. Что они заказывали – неизвестно, известно, что расплачивались иногда, рисуя на салфетках и стенах. Мне такой альтернативы не предоставили.

Подкопченный лосось в качестве закуски. В композиции блюда также «задействованы» облепиха, коралловый гриб, мелкорубленная цветная капуста и моченый огурец.
Подкопченный лосось в качестве закуски. В композиции блюда также «задействованы» облепиха, коралловый гриб, мелкорубленная цветная капуста и моченый огурец. Фото: Ксения Кошелева

Лосось предсказуемо замечательный. Украшен коралловым грибом (растет на стволах и пнях лиственных деревьев: березы, дуба, осины) и точечками облепихового пюре. Облепиха в Финляндии считается практически бесценной ягодой – поэтому фразу “пюре из облепихи” никогда не стоит воспринимать буквально.

На горячее:

Фрикадельки из лосятины по-бургундски с жареными шампиньонами, пюре из лапландского картофеля, беконом и соусом из красного вина с розмарином.
Фрикадельки из лосятины по-бургундски с жареными шампиньонами, пюре из лапландского картофеля, беконом и соусом из красного вина с розмарином.Фото: Ксения Кошелева

Ароматные фрикадельки и нежнейшее пюре. Тут же я узнала, что лапландский картофель вообще уникален: растет при свете полярного дня, почти без почвы, на камнях и мхе.

Вывод: меню «Атенеум» в Kappeli хоть и оказалось самым дорогим (38 €), но зато “нордичность” блюд просто зашкаливает – идеальное вступление к посещению выставки.

Часть вторая: музейная

А теперь, собственно, о выставке.

«Народы и предания» – это масштабный проект Атенеума, посвященный финскому и норвежскому искусству. На выставке представлены Хуго Симберг (Hugo Simberg), Герхард Мунте (Gerhard Munthe), Пекка Халонен (Pekka Halonen), Теодор Киттельсен (Theodor Kittelsen) и, конечно, Аксели Галлен-Каллела (Akseli Gallen-Kallela), чья «Калевала» занимает центральный зал. Мы говорим Север, подразумеваем – “Защита Сампо”, как-то так было у Маяковского 🙂

“Защита Сампо”, 1896 Фото: Ateneum

Выставку проходишь на одном дыхании, как будто листаешь очень грамотно составленный туристический каталог Visit North: закаты-рассветы, ромашковые поля с бережно прописанными белоснежными лепестками, дымка над озером, падающие почти с эффектом 3D снежные хлопья . К тому же, полутемные залы оказались идеальным обрамлением для фольклорных страшилок, а в них северные народы, особенно норвежцы, поднаторели за бесконечные зимние месяцы. Всё строго по канонам жанра – троллей и водяных вроде и не видно, но уж слишком подозрительная рябь на лесном пруду. Согласно преданиям там и живет näkki – крайне коварный, меняющий форму персонаж, пользующийся детским любопытством. Для особо впечатлительных посетителей есть более “добрый” зал, в котором можно примерить золотую корону принцессы Эрмелин из норвежской сказки о короле-медведе и приготовить северный обед из войлочных овощей.

Теодор Киттельсен/Theodor Kittelsen «Белый медведь-король Валемон», 1912
Теодор Киттельсен/Theodor Kittelsen «Белый медведь-король Валемон», 1912

Даты проведения выставки: 18.06.2015-27.09.2015

Входной билет: 13€ (или бесплатно при заказе художественного меню)

Режим работы Атенеума: вторник&пятница 10-18, среда&четверг 10-20, суббота&воскресенье 10-17

А еще на выставке действительно много прекрасного и парадоксального Эдварда Мунка (Edvard Munch). Забудьте набивший оскомину «Крик»: из Норвегии в Атенеум привезли совершенно великолепные пейзажи, тревожные и умиротворяющие одновременно. Написанные в линейных ритмах фьорды, леса и прозрачные летние ночи – всё, чем Мунк заслужил репутацию художника «северного модерна».

Норвежский пейзаж на картине Эдварда Мунка/Edvard Munch
Норвежский пейзаж на картине Эдварда Мунка/Edvard Munch “Лунный свет”, 1895 год.Фото: Ateneum

После музея настоятельно рекомендую до утра провожать белые ночи где-нибудь на берегу одного из столичных заливов, сидя на гранитных валунах, ежась от прохлады, но не сдаваясь. Эта заключительная часть совершенно бесплатна, но ничуть не менее важна. Всё-таки  #cевертакойсевер…

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out /  Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out /  Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out /  Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out /  Change )

Connecting to %s